Строительный рынок в России: проблемы, решения и перспективы

Основатель и директор строительной компании BAVARIA-BAU, выпускник PERI Академии Владимир Эбергардт

Российский строительный рынок обладает огромным потенциалом, но, к сожалению, пока не может в полной мере его реализовать. Основатель и директор строительной компании BAVARIA-BAU, выпускник PERI Академии Владимир Эбергардт, много лет проработавший в Германии, а теперь руководящий бизнесом в России, рассказывает о локальных проблемах отрасли и способах их решения. 

Создание кадров

На российском строительном рынке наблюдается нехватка профессионалов узкой сферы. Речь идет не о дефиците кадров как таковом: найти рабочего «по объявлению» – не проблема. Вопрос скорее в том, что на рынке не хватает высококвалифицированных специалистов. В России люди неохотно идут учиться: я лично не раз становился свидетелем того, что даже бесплатные курсы не вызывают ажиотажа.

Отчасти такая ситуация объясняется недостатком мотивации к обучению и развитию профессиональных навыков. По своему опыту работы в Германии могу сказать, что политика крупных компаний, лидеров рынка подразумевает привлечение и удержание кадров с помощью финансовых стимулов. Специалисты устраиваются на работу, зная, что их труд будет оцениваться соизмеримо их знаниям, умениям и компетенциям. Отсюда мотивация постоянно совершенствоваться, превосходить ожидания и выкладывать больше, чем на 100%. Люди учатся, чтобы повысить свой доход и улучшить качество жизни на долгосрочной основе.

Вместе с тем у европейских специалистов есть понимание: высокая зарплата подразумевает высокие требования к работе. В России, к сожалению, пока еще многие сотрудники выполняют некий обязательный минимум, не задумываясь о том, что их производительность напрямую влияет на прибыльность бизнеса, от которой зависит в том числе возможность финансово поощрять сотрудников. Это довольно очевидная закономерность, которая, однако, нередко ускользает из поля зрения рабочих.

В BAVARIA-BAU мы придерживаемся немецкого формата работы. Набирая людей в команду, я ищу единомышленников – тех, кто готов по-настоящему вкладываться в общее дело, учиться самому и передавать знания другим. При таком подходе очень помогают обучающие программы от лидеров рынка, у которых есть желание и возможность делиться экспертностью. Я сам прошел обучение в PERI Академии и теперь обучаю своих рабочих.

Такой опыт – это прекрасная возможность перенять знания и навыки ведущих специалистов. В ходе обучения эксперты PERI поддерживали с нами постоянный диалог и оказывали помощь по всем вопросам. Использование полученных знаний приводит к снижению трудозатрат и увеличению эффективности производства труда. Сейчас мои специалисты знают, что мы работаем с системой PERI, а значит, они получат определенный материал, к которому сразу приложен чертеж. Рабочие понимают, чего ожидать, что делает все процессы строительства эффективнее и быстрее.

Финансовая выгода

В то же время для России характерен достаточно низкий спрос на услуги квалифицированных специалистов. Например, в Германии люди, планирующие строительство, ищут проверенную компанию, изучают референсы, посещают стройку, знакомятся с руководителем и бригадой и на основе увиденного принимают взвешенное решение. В результате клиент получает качественно выполненную работу с гарантиями от исполнителя. Российские заказчики с меньшей тщательностью выбирают строителей, зачастую доверяя рекомендациям знакомых или случайно увиденным объявлениям.

В России при выборе рабочих приоритетным для заказчика обычно становится финансовый фактор. Обращение к профессионалам может показаться слишком затратным, и клиенты отдают предпочтение более «бюджетным» вариантам. В действительности сама работа квалифицированных специалистов обходится дороже, но их навыки и знания позволяют сэкономить там, где это оправдано и допустимо. К примеру, рабочий прошел обучение и узнал, что толщину перекрытия в частном доме можно уменьшить без ущерба для целостности конструкции. Следовательно, расход по этой статье можно сократить.

Однако есть вещи, на которых нельзя экономить. Например, экономия на материалах может привести к снижению надежности и прочности конструкции. Результаты могут быть самыми непредсказуемыми, вплоть до полного обрушения. Очевидно, что это рискованный шаг с точки зрения безопасности. Но стоит учитывать и потенциальные финансовые издержки на ремонт и ликвидацию возможных последствий. Если посмотреть на вопрос с этой точки зрения, становится очевидно, что «экономия» на материалах – мнимая и в конце концов приводит к еще большим тратам.

К сожалению, в России заказчики далеко не всегда принимают во внимание то, что может произойти с их домом через 10, 20 лет. Они воспринимают строительство скорее как трату, чем инвестицию, поэтому стараются сэкономить здесь и сейчас. Думаю, со временем ситуация изменится и у заказчиков изменится представление о том, какое соотношение цены и качество можно действительно считать выгодным. Но, скорее всего, мы придем к этому путем проб и ошибок.

Доверие и коммуникация

Ситуация усложняется еще и тем, что в России довольно низкий уровень доверия к профессионалам. Из-за этого бывает крайне непросто донести информацию о том, почему, например, использование определенного материала или технологии является предпочтительным в конкретной ситуации. Заказчики часто больше доверяют знаниям, полученным в интернете, советам знакомых, и не прислушиваются к рекомендациям специалистов на стройке.

Наша задача – с экспертной точки зрения объяснить клиенту, почему мы предлагаем определенные решения, но настаивать мы не можем. Поэтому очень важно перед началом строительства проработать документацию: подготовить детальную смету, чертежи, четко прописать в договоре уровень ответственности сторон. Например, мы в BAVARIA-BAU всегда заранее обговариваем, вносим в договор положения о том, кто несет ответственность при отказе заказчика от наших рекомендаций, и указываем сроки выполнения работ. Таким образом, если после завершения работы возникает конфликтная ситуация, она решается автоматически, в соответствии с договором.

Ключ к повышению доверия со стороны заказчика я вижу в коммуникации. Желательно, чтобы клиент приезжал на объекты, знакомился с компанией, с собственником. При обсуждении условий работы важно детально обсуждать план и смету, чтобы у заказчика сразу появлялось представление о том, во что он вкладывается. Заказчикам для проверки надежности потенциального исполнителя также можно посоветовать использовать профессиональные сайты, где публикуются списки аккредитованных компаний, например, такие как Remmers, Ytong, Building Companion.

Разделение ответственности

Еще одна довольно болезненная для России тема – это вопрос ответственности. Не каждый готов принимать решения и отвечать за их последствия. Но обращаясь к аккредитованным, профессиональным компаниям заказчик получает гарантию и техническое обоснование каждого действия.

При этом очень важна личная вовлеченность руководителя в процесс. У нас в компании у каждого своя зона ответственности: рабочие отвечают перед прорабом, прораб передо мной, а я – перед заказчиком. И если возникают какие-то сложности, любого масштаба, ответственность за них я беру на себя. Сотрудники видят мое отношение и в большей мере чувствуют собственную ответственность.

Необходимо, чтобы был один человек, который несет полную ответственность перед заказчиком, контролирует выполнение всех действий, решает все финансовые и технические вопросы. Это может быть не сам руководитель, а доверенное лицо. В Германии, к примеру, это стандартная практика и существует даже отдельная должность. В России пока ситуация сложнее.

Несмотря на все сложности, на российском строительном рынке много предложений качественных услуг. Главное – помнить, что, только доверяя комплексные задачи профессионалам и аккредитованным компаниям, можно получить желаемый результат. Поэтому важно с особым вниманием подходить к выбору исполнителя.